Искушение властью
Обмен учебными материалами


Искушение властью



Что же означает абсолютная власть? Куда может завести наш ум желание владеть абсолютно всем, над всем иметь властный контроль?

Во-первых, как это интерпретируется в богословской литературе, абсолютная власть, полученная от Сатаны, есть «Сила Зла», которую ум человеческий искушается применять для Блага, - совершенствовать природу человека («клонировать людей», создавать «сверхчеловека»), совершенствовать флору и фауну («не ждать милостыни от природы, а взять от нее самое лучшее - Мичуринское), совершенствовать общество («социализм с человеческим лицом», «капитализм с гуманистическими язвами»). Такое употребление зла для целей блага было бы признанием того, что благо само по себе не имеет никакой силы, что зло сильнее. А это означало бы поклонение тому злу, которое владычествует над миром. Во-вторых, обладание абсолютной властью должно привести к полной изоляции. Если власть - это полная, абсолютная свобода от кого-либо («делаю с ними, что хочу»), то это одновременно абсолютная зависимость от себя самого, то есть одержимость самим собой. Вспомним пьяную речь Хлестакова, когда он в мыслях был уже на вершине власти и остался один: «Я сам себя знаю, сам». Больше он никого не знает. Больше никого на вершине пирамиды нет! На острие пирамиды власти умещается только Одна Воля. В сонете Вильяма Одена из цикла «В поисках истины», который связан с тремя искушениями Христа (автор их понимает как искушение детства, отрочества и зрелости), читаем об искушении властью: «Он наблюдая всеми заинтересованными органами чувств Походку князей, что жены и дети говорят, Он вскрыл старые могилы в своем сердце, чтобы понять, какие законы нужно было нарушить, чтобы умереть.

И неохотно пришел к заключению: «Все доморощенные философы лгут. Любовь к ближнему ведёт к путанице, песня жалости есть дьявольский вальс».

И склонился он перед судьбой и преуспел настолько, Что скоро стал царём над всеми существами. Пока, дрожа в осеннем кошмаре, не увидел Приближающуюся в разрушенном коридоре Фигуру со своими собственными искаженными чертами лица, плачущую и растущую непомерно. И вскричал: «Горе мне».



Одно из самых трагических переживаний пьющего мужчины, до которого, конечно, доходят не все, - алкогольный галлюциноз. Я оставляю психиатрические аспекты этого явления, о которых много написано в антиалкогольных брошюрах, а сосредоточусь только на сущностных, духовных аспектах. В этом психозе человек встречается с Фигурой неузнанного себя самого, у которой искаженные черты лица. Это пугает неимоверно. Это животный страх - столкнуться с самим собой и не узнать себя, но и не поверить, что это-другой.

В рассказе Л. Толстого «Альберт» пьяница-музыкант, скрипач, влюбляется в женщину, которую видит на концерте в ложе. В идеальной любви музыканта негромко, но явно звучит мотив жажды абсолютного обладания «женским миром» (женским началом мира?), а также готовность «поклониться Сатане». Альберт пьёт по ночам в ложе, где сидела незнакомка, предаётся фантазиям о полной власти над ней. В конце концов, сходит с ума. Он слышит два голоса - один ругает его, причиняет невыносимые страдания, «вскрывает старые могилы в сердце» и помышляет об убийстве. А второй, как адвокат, приводит доводы в пользу Альберта, жалеет его. Оба «голоса» принадлежат Фигуре, которая и есть он сам, но он не узнает в ней себя, вернее, ему страшно узнать в ней себя самого: «Я сам себя не знаю, а если знаю, то не я!».


Последнее изменение этой страницы: 2018-09-12;


weddingpedia.ru 2018 год. Все права принадлежат их авторам! Главная